федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Яхтсмен Лукачёв или как создавался яхт-клуб университета

Яхтсмен Лукачёв или как создавался яхт-клуб университета

Самарский университет

Воспоминания руководителя клуба Михаила Кольцова

история университета Полет (газета) Кольцов Михаил Лукачёв Виктор яхт-клуб "Аист" бортжурнал сотруднику студенту регата памяти Лукачева
16.06.2021 2021-08-20
Воспоминания руководителя клуба Михаила Кольцова.
С Виктором Павловичем Лукачёвым я познакомился в 1968 году. В то время я был председателем президиума областного совета студенческого добровольного спортивного общества "Буревестник". Мы выясняли, почему сборные команды КуАИ стали сдавать позиции на соревнованиях. Моё общение с ректором авиационного института Лукачёвым привело к тому, что кафедру физвоспитания возглавил Иванов Геннадий Иванович, началось строительство спортивных сооружений. 
Причём надо понимать, что в то время строительство сооружений такого рода категорически запрещалось - у страны не было ресурсов. Виктор Павлович понимая, что без спортсооружений не будет спорта, "пробивал" разрешение на строительство, утверждая, что он построит на “свои” деньги. Он попросил меня подключить Центральный совет. Я сразу же связался с председателем Центрального совета СДСО "Буревестник" Юрием Александровичем Парфёновым и попросил его о помощи. Он заверил, что "включит" всех. А это Спорткомитет СССР, ВЦСПС и Минвуз. Ю.А. Парфёнов был очень авторитетным человеком, особенно в Минвузе. Кто или что сыграло в результате, не знаю, но институт получил разрешение на строительство 4-х зального корпуса с бассейном.
Жизнь состоит из эпизодов. Один из них. В институт пришли документы о присвоении группе учёных званий докторов, кандидатов и других. Было решено отметить это событие на природе – на косе Серного острова. Компания собралась большая, человек 15-18. Они пришли туда на катере, мы с Г.И. Ивановым, моей женой и сыном – на яхте "Дракон" и мотолодке "Казанка". А ветра нет. Полный штиль. Решили покататься на лыжах. Я встал и сделал несколько кругов. Наши молодые учёные решили освоить катание. Кого я не пытался поставить, ничего не получалось. Прекратили. Продолжили купание. Виктор Павлович подошёл ко мне и негромко сказал: "Хочу попробовать". Мы решили попрактиковаться вдали от остальной компании. Я не представлял, что так быстро получится! Пару раз он сорвался, не встал. На третий-четвёртый встаёт!
Покрутились, покрутились и решили показать класс. Представляете всеобщее изумление, когда перед коллегами появляется ректор на лыжах! Сделал круг на виду у всех и подошли к берегу. В тот же вечер Виктор Павлович освоил и “высший пилотаж” - смог подойти к берегу мастерски. Это значит сойти с лыж, не замочив плавок. Это опасно. Можно зацепиться лыжами за дно. И тогда движение будет без лыж - кто как может – кувырком или на животе. 
Продолжали купаться, загорать… Я, наблюдая за небом, облаками понял, что пора и на яхту. Когда предложил, увидел удивление – ветра то нет. Попросил поторопиться. Поднялись на яхту, немного подрейфовали и от Жигулей врезал очень приличный шквал! "Дракон" накренился градусов под 60, выпрямился и пошёл хорошим ходом. Когда нас прикренило, некоторые явно испугались. Сделали 3 -4 галса поперёк Волги до правого берега и я повернул к месту нашей стоянки. 
Вечерело. Пора было заканчивать наш отдых. Ветер кончился. Начали собираться по домам. Виктор Павлович говорит мне: надо бы такую яхту приобрести в институт. Я сказал, что это очень сложно. Таллинская верфь делала по одному "Дракону" в месяц.
В 1972 году я выиграл Всесоюзные соревнования и мне Спорткомитет СССР выделил разнарядку на строительство "Дракона". К этому времени я уже не был председателем “Буревестника”. В областном совете профсоюзов мне отказали в финансировании строительства яхты: нет средств. Катастрофа! Что делать? Можете представить моё состояние. И я позвонил Виктору Павловичу, начал говорить о проблеме. Он спокойным голосом, который, когда я об этом моменте вспоминаю, звучит у меня в ушах: “Давайте счёт”. И теперь представьте моё состояние - спасение!
"Дракона" мы получили в этом же 1972 году и я начал работать в институте на полставки по совместительству.
В 1976 году мы приобрели крейсерско-гоночную яхту "Картер-30" и дали ей имя "Катти Сарк". И в этом же году выиграли в четвёртый раз Всесоюзные гонки на "Кубок Волги".
Базировались мы тогда на водной базе "Буревестник". Результаты хорошие, флот растёт. Появились недовольные и решили нас выжить. В 1977 в "Волжской коммуне" появилась статья "Кому нужны дачные яхты", где нас обвиняли во всех смертных грехах: пьянки, драки и т.д. 
Газета ведь орган обкома КПСС – спрос жёсткий. Я к Виктору Павловичу с объяснениями. Принял он меня в конце рабочего дня. Я пытался начать рассказывать, а он говорит: “Я очень устал, пойдём погуляем и поговорим”. Гуляя по набережной, я начал снова объяснять, но он остановил – гнуснейшая статейка, больше о ней ни слова. И далее: “А что нас там держит? Ищите место, построим свой яхт-клуб”. Я ждал приглашения в партком, но не дождался. Так Виктор Павлович мог защитить своих. 
И мы начали искать. Остановились на острове Проран.
В 1987 году в августе в Самару приехал сослуживец Виктора Павловича. Решили показать ему город, Волгу. Прогулка получилась, он остался доволен. Меня удивила фраза Виктора Павловича, сказанная по-особому, обращенная к гостю и ко мне: Спасибо! Благодарю! Я говорю: Виктор Павлович, Вы уж очень торжественно меня благодарите. Он: Это я не только тебя благодарю, я нас всех благодарю – нам сегодня подарен Ту-144! Но об этом НИКОМУ.
Было много и других интересных эпизодов: как делали и защищали проект яхт-клуба, как строили. Без помощи Виктора Павловича ничего бы не было.
Михаил Кольцов, фото из архива автора
печатается впервые